Валентин Зверовщиков, пока еще в ранге главного режиссера Камчатского краевого театра драмы и комедии, готовит к открытию 78-го сезона чеховских «Трех сестер». Классика, которая уже более 100 лет как покорила все сцены мира. Чехов был и по-прежнему остается самым востребованным драматургом.
Но то что увидят зрители на этот раз – не рядовая иллюстрация авторского текста. Как показала нынешняя дискуссия о роли режиссера в театре, большинство специалистов все же склоняются к мысли, что современный режиссер важнее любой классики. А потому ему позволительна любая вольность даже на фоне устоявшейся веками классики. Если, конечно, такому талантливому мастеру под силу «услышать звуки времени». Валентину Зверовщикову – под силу. Поэтому его «Три сестры» сначала удивят наших театралов, а потом и они примут такую трактовку. Не может быть иначе. Потому что, как говорит сам мастер, он мыслит этот спектакль как гимн женщине, как восхваление и прославление лучшей половины рода человеческого. Лейтмотивом постановки станет джазовая композиция «Нет, не любовь мне нравится, влюбленность». В разных вариациях она постоянно звучит из уст разных персонажей. В главных ролях заняты молодые артисты Светлана Горковенко, Светлана Дударева, Елена Сташевская, Вершинин – Павел Колотовкин, Тузенбах – Дмитрий Андрюхин. В остальных ролях – народная артистка РСФСР Галина Астраханкина, заслуженные артисты РФ Валерий Новиков и Вячеслав Таратынов, артисты Аркадий Хозяйчев, Андрей Лепеев, Елена Зорина. Кроме этой премьеры, которой ознаменуется открытие театрального сезона, в репертуарной афише остаются прошедшие испытание на публике «Женитьба Белугина» А. Островского, «Слишком женатый таксист» Р. Куни, «Прощай, империя» - рок-ностальжи по пьесе И. Вырыпаева, «Муж моей жены» М. Гаврана, «Се ля ви» Р. Шарта, одноактная пьеса для малой сцены «Вечер с бабуином» М. Кантора. И для самых маленьких и самых благодарных зрителей остаются в афише «День рождения кота Леопольда» А. Хайта и «Поросенок Кнок» М. Варфоломеева. Вся эта сводная афиша носит отпечаток таланта главного режиссера театра Валентина Зверовщикова. Это все спектакли, как правило, либо выведенные на подмостки сцены им самим, либо при его непосредственной поддержке. Не следует также забывать, что это первый полнокровный сезон, который труппа театра встречает после затянувшегося капитального ремонта-реконструкции. Опять же благодаря мудрости его руководителя театр не сгинул в небытие, не исчез с культурной карты России. В.Зверовщиков сумел сохранить труппу в целости и сохранности, сумел не только не снизить творческую планку, но по-прежнему активно встречаться со зрителями на временной площадке. И за это ему – честь и хвала! И было бы вполне естественным после перенесенных неудобств дать возможность всем творческим работникам почувствовать себя свободно в родных стенах, заняться творчеством. Вместо этого возникла напряженность, которую режиссеру вынести оказалось не под силу. Мы это уже проходили. Театралы не забыли новаторские спектакли Юрия Погребничко. Превосходные работы! Ну, и что в итоге? А то, что кое-кому Юрий Николаевич пришелся не ко двору. Юрия Николаевича выдавили из театра, с Камчатки. Теперь у Ю.Погребничко есть в Москве свой театр, он регулярно отмечаем критикой, получает заслуженные награды. Валентин Зверовщиков тоже не пропадет. Режиссеры такого таланта и уровня в стране наперечет. Он уже заключил долгосрочный контракт с Иркутским театральным училищем, набрал там курс. Будущие студенты ждут своего мэтра: - Они меня без конца теребят, когда же я приеду! Да и без режиссуры ему никто там не даст «закиснуть». Следует также напомнить недавно состоявшееся большое событие в краевой столице, к которому Валентин Васильевич имеет самое непосредственное отношение. Это празднование освящения главного камчатского православного собора. Только мастеру такого уровня было по силам создать поистине феерическое зрелище, которое никого не оставило равнодушным. И еще. Театралы всегда с огромным интересом и вниманием отслеживают сценические судьбы артистов – особенно молодых новичков сцены. Валентин Зверовщиков славен еще и тем, что он стопроцентно актерский режиссер. Он – тот самый Пигмалион, который из куска мрамора только ему одному ведомыми таинствами умеет создать шедевр. К таким его удачам только в последние годы, навскидку, можно вспомнить и отнести успешный творческий рост молодых актеров Елены Зориной, Елены Сташевской, Павла Колотовкина, Дмитрия Андрюхина, Екатерины Пивинской. Еще недавно делавшие первые робкие шаги на сцене, ныне это – полноправные члены прославленной камчатской театральной семьи. Более того, им теперь доверяют главные роли. Такая забота об актерах в театре, как правило, большая редкость. Когда у нашего прославленного на весь мир режиссера Георгия Товстоногова как-то спросили, как он воспринимает демократию и может ли она существовать в театре, он, не задумываясь, отверг саму постановку вопроса. Демократия, сказал он, хороша как политическое устройство. А в театре о ней и речи быть не может. В театре действует диктатура, и только диктатура главного режиссера. Иначе не будет никакого порядка и никакого творчества. Ему же принадлежит и сакраментальная фраза: «Театр – это террариум единомышленников». В этой острой ситуации Валентин Зверовщиков держится с достоинством. Он по-прежнему чувствует личную ответственность за судьбу этого театра и его артистов, с которыми так много прожито и пережито. В течение сезона на Камчатку будут наезжать на разовые спектакли хорошие режиссеры. Кстати, один из них – Егор Товстоногов, внук того самого Товстоногова, знаменитого. - Может, и я приеду, если будет такая необходимость. Но, как известно, приезжие нередко так и остаются гостями. А театру нужен человек, который всегда рядом, вместе со всеми, и которому судьба театра на краю земли так же близка, как своя собственная.
Валентина АЛЕКСЕЕВА газета "Камчатский край" №40(209)