Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Афиша [102]
Новости театра [85]
Новое на сайте [17]
Поиск

То, что пережил Камчатский театр в год своего рождения, вряд ли суждено было испытать еще какому бы то ни было театру.
В январе 1933 года на Охотское море обрушился небывалый шторм силой в 10 баллов. Он сопровождался крепчайшим морозом – столбик термометра опустился до отметки – 28 градусов. Пароход «Сахалин», следовавший курсом на одноименный остров, боролся за свою жизнь. Люди, обвязавшись страховкой, попеременно скалывали мгновенно намерзающий лед, грозивший утащить пароход в пучину. В довершение всех бед на судне заполыхал пожар – только тогда над морем понеслись морзянкой сигналы SOS. Но никто не поспешил на помощь терпящим бедствие. Бушевавший трое суток пожар удалось погасить собственными силами. Но и на этом испытания экипажа и пассажиров не закончились: истерзанный пароход затерло льдами, и ему было суждено еще полтора месяца дрейфовать вместе с огромными ледяными полями. Именно на этом пароходе и прибыли в Петропавловск люди, основавшие первый профессиональный театр на Камчатке: Миляев, Мазуренко, Заботина, Крамская, Карева, Чарина, Муянова, Сахаров, Славский, Ляпова, Григоренко и режиссер Заботин. Театру отвели единственный в городе зал на двести мест – деревянный клуб профсоюзов. В нем 21 апреля 1933 года состоялась первая премьера – спектакль по пьесе Курдина «Междуборье» в постановке режиссера Заботина. Этот день считается официальной датой создания театра.

Осенью 1933 года труппу Камчатского театра пополнили А. Славина, Ю. Южин, Г. Боровикова, К. Родионов, П. Таванцева и воспитанник Александринского театра Санкт-Петербурга режиссер Гаврила Гловацкий. А. Славина и Г. Гловацкий стали первыми, кто получил на Камчатке звание заслуженных артистов РСФСР.

В 1936 году здание клуба профсоюзов полностью уничтожил пожар. Это тяжелое испытание коллектив театра выдержал с честью, доказав свою высокую жизнеспособность. Часть труппы осталась в Петропавловске, обосновавшись в одном из подвальных помещений, а большая часть отправилась в длительные гастроли по Камчатке, обосновавшись затем в клубе лесообработчиков поселка Ключи.
Осень 1939 года была для Камчатского театра по-настоящему праздничной. Он справлял великое новоселье, впервые в своей истории въезжая в свой собственный дом – деревянное здание, специально построенное для театра. Этот знаковый 7-й сезон открывался премьерой спектакля «Последние» по пьесе А. М. Горького. В уютном деревянном театре на улице Ленинской коллектив Камчатского театра благополучно и творчески прожил ровно двадцать пять сезонов. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю нашей страны в сороковых годах, Камчатский театр всегда был полон.

13-й сезон Камчатского театра выпал на осень победного 1945 года. Труппа открыла его гастролями по освобожденным Курильским островам, дав 25 спектаклей на кораблях и берегу, порой используя под декорацию полуразрушенные японские доты. 34 человека из коллектива театра были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Пятидесятые годы значительно изменили облик Петропавловска. Деревянные двухэтажки стали сменяться четырехэтажными домами, город стал расти, удаляясь впервые в своей истории от Култучного озера. Больше стало и жителей, что почувствовал на себе коллектив театра. Зала деревянного театра на 300 мест перестало хватать, и достать билет на премьеру или открытие нового сезона было очень проблематично.

Шестидесятые годы для театра стали подлинно эпохальными, прежде всего, благодаря переезду в первый и пока единственный на Камчатке каменный театр на Ленинской, 75. Его заселение состоялось в 1964 году, в новом зале на 550 мест, на просторной и впервые на Камчатке оборудованной сцене прошло открытие 32-го сезона Камчатского театра. Новый, просторный и хорошо оснащенный творческий дом в прямом смысле слова окрылил театральный коллектив: была впервые поставлена пьеса, написанная на Камчатке – Н. Эренбург «Здесь начинается Россия». Очень масштабно, с использованием всех возможностей постановочных цехов ставилась классика – «Горе от ума» А. Грибоедова. Но не только на профессиональной сцене работали в эти годы камчатские артисты: подмостками становились и скользкие от лососевой чешуи деревянные кунгасы, качающиеся на волнах, рыбацкие станы на побережье, цветущая тундра в местах выпаса оленьих табунов и деревянные площадки маленьких клубов в самых дальних поселках Камчатки.

Семидесятые годы – символ небывалых рыбацких успехов Камчатки. Суда с камчатскими рыбаками бороздили весь Мировой океан, уловы достигали миллионов тонн. Камчатский театр не оставался в стороне от кузницы успеха – гастрольные вояжи в рыболовецкие экспедиции становились все более продолжительными. Обычные морские гастроли продолжались не менее 48 суток, включали в себя около 20 спектаклей на двух десятках плавбаз и супер-траулеров. Артисты удостаивались благодарности даже морского бога Нептуна. Вот теплые слова из его приветственного адреса: «Мы искренне благодарим вас за ваш актерский труд, за те прекрасные мгновения, что вы подарили нам своим искусством. Неуютность рыбацкого быта, конечно, добавила вам трудностей, но мы уверены, что искренность и теплота наших рыбацких сердец сгладили эту неуютность и добавили вам сил и вдохновения».
Восьмидесятые годы для Камчатского театра, прежде всего, связаны с творческим отчетом в Москве в 1981 году. Каждый театр России мечтает выступить на сцене самого старейшего и титулованного драматического театра страны – Государственного академического Малого театра. Камчатский театр удостоился такой чести.
Два последних десятилетия жизни Камчатского театра драмы и комедии сопровождались постоянным развитием и изменением. Коллектив, отметивший 50-летие, в 1983 году был награжден орденом Дружбы Народов СССР. Этот год был отмечен еще одним важным «приобретением», значение которого для камчатского и российского театра сложно переоценить: главным режиссером театра стал Юрий Погребничко. Гениальный и необыкновенно работоспособный режиссер, служивший в театре всего три года, поставил на сцене КТДК несколько спектаклей, вошедших в золотой фонд театрального искусства. «Предместье» А. Вампилова и «Нужна драматическая актриса» А. Островского в постановке Ю. Погребничко прогремели по всей стране и собрали букет различных фестивальных наград. Его столь недолгое пребывание на камчатской сцене, окончившееся в 1987 году, оказало огромное воздействие на наш театр. После череды приглашенных режиссеров, с 1995 по 2002 г., художественным руководителем театра стал Виктор Рыжаков. Поставленный им спектакль «Амазония, или Караул № 8» вызвал в свое время огромный интерес публики и был лауреатом многих всероссийских и зарубежных фестивалей. Ныне и Ю. Погребничко, и В. Рыжаков, связавшие судьбу с театрами на Большой земле, являются обладателями Всероссийской театральной премии «Золотая маска», равно как и Иван Вырыпаев, признанный драматург и режиссер, автор известной пьесы «Кислород», служивший в Камчатском театре драмы и комедии артистом в конце 90-х годов.
В 2002 году художественным руководителем театра стал Валентин Зверовщиков. Режиссер и драматург, победитель международных литературных конкурсов, лауреат театральных фестивалей, заслуживший личную благодарность губернатора Иркутской области, он работал в театре приглашенным режиссером с 1980 года. С его приходом в новом качестве театр, после чехарды директоров и худруков, кажется, обрел относительную стабильность. К уже сформировавшемуся костяку труппы, состоявшему из таких маститых актеров, как нар. арт. РФ Г. Астраханкина, нар. арт. РФ А. Савельева, засл. арт. РФ З. Янышева, засл. арт. РФ Т. Дерегузова, засл. арт. РФ В. Новиков, засл. арт. РФ В. Таратынов, засл. арт. РФ В. Грачев, засл. арт. РФ Т. Артемьева, присоединилась талантливая молодежь.
Однако наряду с позитивными изменениями репертуара, расширением гастрольной и фестивальной географии, не в лучшую сторону менялся театральный дом. Привычное здание с колоннами, обросшее еще в 1981 году бетонными сталактитами и приобретшее угрожающий могильный вид, морально устарело и требовало ремонта. Реконструкция, планировавшаяся несколько лет и начатая в 2006 году, призвана модернизировать здание и сделать его более «живым». А пока, повторяя уже пройденную и, видимо, вечную историю, театр вновь становится кочевым, как и в 30–40 гг., а коллектив надеется на скорое обретение постоянного пристанища. К юбилейному сезону театр подошел с репертуаром, состоящим из десяти наименований, которые охватывают мировую драматургию от У. Шекспира и А. Чехова до В. Сигарева и Л. Каннингем. В труппе осталось 20 самых стойких артистов, которым не страшны холода и неустроенность арендованных площадок.
В воспоминаниях К. Родионова, одного из основоположников Камчатского театра, есть картинка, удивительно подходящая к современности: «Беленькая лошадка тянет старенькую разбитую тележку, нагруженную характерным театральным скарбом, на возу сидит пожилая актриса. Сзади за подводой тянется вереница актеров с узлами костюмов и реквизита, не поместившегося в телегу. А кругом бегают озорные ребятишки и докладывают встречающимся прохожим: «Вот актеры погорелого театра пошли!» Годы прошли, времена изменились, «беленькая лошадка» превратилась в беленький театральный автобус, которым правит не пожилая актриса, а профессиональный водитель. Актеры уже не бредут гуськом, не добираются до новой площадки на тракторах и лыжах, как в годы войны и разрухи, а едут на собственных авто или, в крайнем случае, на муниципальном транспорте. Но, как и многие годы тому назад, они надеются вновь обрести свой дом и настоящего, внимательного, где-то критичного, но в целом благосклонного зрителя, который верен театру в годы любых лишений.

Авторы текста: С. Преображенский, О. Водясова
Источник текста - Юбилейный буклет, посвященный 75-летию КТДК

Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
  • Авторская песня на Камчатке
  • Камчатская филармония
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    КАМЧАТСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz