Главная » 2013»Май»9 » ТЕАТРУ НА КАМЧАТКЕ – 80 ЛЕТ. НО ЛУЧШЕ И МОЛОЖЕ КОЛЛЕКТИВА В МИРЕ НЕТ!
15:53
ТЕАТРУ НА КАМЧАТКЕ – 80 ЛЕТ. НО ЛУЧШЕ И МОЛОЖЕ КОЛЛЕКТИВА В МИРЕ НЕТ!
Даешь поголовную театрализацию населения! Эстетика, в которой был решен юбилей, не только привязывала зрителя к историческому контексту, в котором рождался театр на Камчатке, но и боролась с бедой, постигшей театральное здание после реконструкции. Театр долгое время начинался даже не с вешалки, а со зрительного зала, настолько неживыми и неприглядными были помпезные фойе. Теперь он начинается прямо с улицы: театральное кредо «Даешь поголовную театрализацию населения!» способно отпугнуть инертного зрителя, а остальных, напротив, как минимум заинтриговать. Будем надеяться, что наш зритель относится к последней категории) Стилистика искусства, брошенного в массы, в производство и творимого всеми умело поддержана внутри: Зрителей с порога встречали ошарашивающие лозунги, расцветившие все свободные помещения: - Искусство принадлежит народу! - Искусство в массы! - Массы пополняют кассы! - Революционную молодежь - в театральную молодежь! - Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй! Желающие восполнить пробелы в знаниях об истории театра могли прослушать замечательную лекцию. Лектор-экскурсовод (засл.арт.РФ Зоя Янышева, на фото) встречала гостей в нижнем фойе и рассказывала о первых годах театра, о трудном и грозовом 1933 годе, когда не благодаря, а вопреки, был создан театр на Камчатке. Надо сказать, что ее лекция была очень уместна в контексте погодных условий, предшествовавших юбилею: в предъюбилейную неделю (вы, конечно, это помните) на город обрушились такие осадки, что впору было почувствовать себя в открытом море. Театр, вместе со всем городом погрузившийся в пургу, словно еще раз переживал муки своего рождения, когда горстка отчаянных служителей Мельпомены боролась с бурей Охотского моря, вынужденная в итоге отказаться от планов плыть на Сахалин и направиться на Камчатку. Как и в случае с артистами-скитальцами в 1933, 80 лет спустя все закончилось благополучно – распогодилось. В импровизированном парке культуры и отдыха в боковых фойе Андрей Лепеев и Дмитрий Андрюхин играли в шахматы, воскрешая перед нами незабываемые образы советского кино и вызывая живой интерес и желание фотографироваться. В соседнем фойе весь вечер играл Джаз-бэнд, состоящий из известных камчатских исполнителей: Сергей Кинас (гитара), Павел Брагин (саксофон), Сергей Арчаков (бас-гитара, контрабас), Евгений Четвериков (ударные), Роман Тифонин (клавишные, саксофон).
Про связь времен, которая не порвалась В верхнем фойе вниманию зрителей была предложена полноценная ретроспективная фотовыставка, состоящая из 50 редких фотографий из фондов Камчатского объединенного музея, Союза Театральных Деятелей, театрального архива. Выставка, идея которой долго витала в воздухе, наконец-то обрела форму при новом руководителе. Портреты и сцены театральной жизни, до этого доступные узкому кругу посвященных, теперь открыты для обозрения всем желающим. Зрители впервые увидели артистов, прибывших на Камчатку в первом и втором пополнении 1933 года. Лица, дышащие жизнью сквозь десятилетия, несущие на себе печать страданий, испытаний эпохи, исполненные глубины и человеческого достоинства, в общем, лучшего, что мы хотим перенести из прошлого в будущее, несмотря на государственный строй, политику и социальный уклад, смотрят на нас современных и наполняют особым смыслов наше существование, наше пребывание в театре. Прошлое оживало перед зрителями в верхнем фойе, сочетаясь с настоящим: актрисы, переодетые в пионерок, читали поэзию 20-30 годов, а фоном их выступления, наряду со старым черно-белым кино, шли телевизионные поздравления, транслировавшиеся с экрана фойе. Идея преемственности времен и поколений довершалась выставкой детских рисунков, выполненных в рамках конкурса, посвященного юбилею театра. Значительная часть экспозиции – обаятельные шаржи на артистов театра, исполненные воспитанниками творческих студий. Они дают понять, что мы, настоящие, интересны совсем маленьким детям: значит, у нас есть будущее. (еще раз поблагодарим Светлану Дудареву, инициировавшую этот конкурс)
Жизнь прекрасна Путешествие в историю, которая живет, пока мы помним о ней, продолжилось экскурсом в классическую русскую драматургию, способную выразить нашу жизнь в любой исторический момент и подвергающуюся свободным интерпретациям. В программе юбилея – спектакль с жизнерадостным названием «Жизнь прекрасна», настраивающий на позитивное восприятие. На деле он оборачивается игрой с потенциальным зрителем и довольно ироничным осмыслением режиссером-постановщиком тех вариантов жизненного пути, которые выбирают нас и которые выбираем мы. Это первая работа на камчатской сцене Антона Коваленко, нового худрука театра. Спектакль включает в себя 4 юморески Чехова, объединенные общей темой иронии над обывателями, вкушающими горьких прелестей семейной жизни: «О вреде табака», «Предложение», «Юбилей», «Жизнь прекрасна». Начало - «О вреде табака» - хорошо сделанная суггестивная зарисовка, вызывающая чувство жалости и сопереживания по отношению к главному герою, которому не повезло жениться на деспотичной женщине (нет, ему в принципе не повезло, когда он женился). Засл.арт.РФ Вячеслав Таратынов, исполнитель роли забитого Нюхина, от спектакля к спектаклю теряет дурашливую легкость и обретает внутреннюю полноту, тревогу, чувство ненависти и страха перед властной супругой. Пронзительно из его уст звучит тема другой жизни, которую можно было бы прожить, если бы не пошлый удел. Гнетущую атмосферу создают дочери Нюхина, которые как безличное бабье царство серого цвета, тоже, может быть, обреченное вести пошлейшее существование, давят героя и саднящим рефреном поют тревожную песню. Удивительно, какой эффект может иметь упражнение из сольфеджио, помещенное в контекст режиссерского замысла. Всего две строчки, какие-то по-русски тоскливые, поют дочери Нюхина: «Жгуч мороз трескучий, во дворе темно. Серебрится иней, запушив окно», а в многоголосом пении они накладываются одна на другую, создавая картину вечной ледяной ночи и бесконечной бесприютной степи, в которой высится одинокое дерево (авторы музыкального оформления спектакля — Людмила Ярошевская и Антон Коваленко). Это многообещающее начало поддержано музыкальной темой первых сцен «Предложения», но потом растворяется где-то, и история предложения становится просто комичной, но при этом хорошо сыгранной. В.Таратынов предстает в другом амплуа, демонстрируя способность к быстрому, если не мгновенному перевоплощению. Павел Колотовкин убедителен и смешон в роли перезрелого жениха «критического возраста». Роль Натальи Степановны по-разному подают актрисы Екатерина Пивинская и Юлия Николаева. Е.Пивинская берет разнообразием внешних эффектов и комичных находок, Ю. Николаева более органична внутренне, словно не делает над собой усилий, перевоплощаясь из трепетной невесты в неистовую спорщицу о принадлежности Воловьих Лужков и достоинствах Угадая и Откатая. В общем, каждому своя Наталья Степановна. Хор девушек, создававший в первой зарисовке гнетущее впечатление, теперь вносит ноты радости и веселья, их поздравительное пение звучит иногда с интонациями джазового госпела и связывает в единое целое все истории. Следующая часть – «Юбилей» - показывает нам засл.арт.РФ Алексея Высторопца, органичной для него роли Шипучина, человека-комильфо, за фасадом которого – пшик, мыльный пузырь или что похуже. Светлана Дударева, которая очень хороша в по-настоящему страстных ролях, с такой же страстью отдалась исполнению роли умно-глупой и верно-развратной жены Шипучина и, в общем-то, преуспела. Интересно осмыслена режиссером роль Мерчуткиной, которую исполняет засл.арт.РФ Татьяна Дерегузова. Героиня, которая при беглом прочтении всем знакомого текста воспринимается скорее как комическая старуха, предстает как зрелая стерва, осознающая свою женскую привлекательность и способная ею пользоваться. Однако не так прост герой Аркадия Хозяйчева, чтобы поддаться перезрелому женскому обаянию. В текст юбилея режиссер-постановщик включил прозаический фрагмент «Жизнь прекрасна» - апофеоз Шипучина и кредо драматурга. Смотревшийся в первых показах несколько изолированным, к последнему представлению этот текст стал органичной частью всего спектакля, выражающим, вероятно, и отношение к жизни самого режиссера. Если так, то нам повезло с худруком – он всегда найдет повод для радости, будь то заноза, попавшая в палец, а не в глаз, или зуб, напоминающий своей болью, что болит только он, а не все зубы
Музыкальное решение финала несколько курьезно. Под опереточно легкого И.Кальмана (песня Бони из «Сильвы» «Без женщин жить нельзя на свете, нет»), так диссонирующего с музыкой в начале спектакля, мужчины исполняют несколько простых па. Тут революций точно не произошло, многие наши спектакли завершаются танцами, и это так же неизбежно, как то, что за весной следует лето. Хотя: если тебе не нравится, что и как танцует артист, радуйся хотя бы тому, что у тебя хорошее зрение и ты его вообще видишь. Это будет вполне по-чеховски и в духе «Жизнь прекрасна») Потенциал, заложенный режиссером в спектакль, удивительным образом сработал к четвертому показу, когда все представление сложилось в целое, на которое очень хорошо реагировали зрители. Настороженная реакция и редкие смешки первых дней сменились смехом и приятием, а это значит, что спектакль состоялся. И что, может быть, зритель уверовал, что пошлейший жизненный удел – карьера, брак, семейное благополучие, могут удивительным образом привести к счастью. В общем, жизнь, как это не странно, по-своему прекрасна.
Талантливых актеров дружная семья, И зрители талантливы — и он, и ты, и я! В антракте продолжилось театрализованное представление в фойе, плавно перетекшее в зал. Этот ход очень понравился зрителям, как и настойчиво звучащая тема театра-корабля, развитая в актерском дивертисменте. Капустник, пронизанный мотивами чеховского и не только творчества, был выполнен в духе музыкально-литературных вечеров 20-30 гг. с их свободой и вольным смешением жанров. Зрители получали настоящее удовольствие от камчатских чаек, исполненных артистками театра и сопровождавших все номера. Долю ненавязчивого абсурда вносил феноменальный в своей роли Дмитрий Андрюхин, выступивший вместе с Еленой Зориной автором сценария капустника. Стихотворения в его исполнении поражали своим идиотизмом – и это было прекрасно! (про идиотизм в хорошем смысле слова, как у Тристана Тцары, европейского поэта, утверждавшего, что авангард обновляет мир, добросовестно распространяя повсюду идиотизм) Официальный праздник в Международный День театра сопровождался торжественной частью, поздравлениями от Правительства Камчатского края, Законодательного собрания, Министерства культуры края. Были объявлены победители внутритеатрального конкурса на лучшую мужскую, женскую и эпизодическую роли (к слову, победителями стали Д.Андрюхин, Е.Пивинская и Е.Сташевская за роли Подколесина, Агафьи Тихоновны и Дуняшки в «Женихах», поставленных Денисом Шибаевым - это настоящий спектакль-триумфатор!) В завершении церемонии прозвучало поздравление от художественного руководителя театра Антона Коваленко. Финальная точка юбилея, еще раз связывающая наше прошлое, настоящее и будущее – песня ученика СОШ№28 Александра Лазарева. Он принял участие в уже упоминавшемся конкурсе творческих работ и победил в номинации «Лучшие стихи или текст песни». Песня в стиле рэп «Ты должен увидеть все сам» как нельзя лучше свидетельствовала о том, что театр жив и интересен молодым. Ну или в духе юбилея: театр жил, театр жив, театр будет жить! Камчатские артисты поделятся своим юбилейным настроением с хабаровским зрителем: с 15 мая по 1 июня на гастроли в Хабаровск поедут и «Жизнь прекрасна», и актерский дивертисмент, и еще 8 спектаклей последних полутора лет Мы начали отмечать юбилей осенью, когда начался 80-ый сезон. Основные мероприятия пришлись на 27 марта – все-таки День Театра. А официальный исторический юбилей – 21 апреля. Именно этого числа 80 лет назад был поставлен первый спектакль на Камчатке. И потом еще будем праздновать весь 2013 год, потому что он весь юбилейный. Приглашаем Вас к нам в гости в течение всего юбилейного и последующих лет, потому что настроение у нас всегда праздничное
Ольга Водясова, заведующий литературной частью театра